Статистика посещаемости сайта, демонстрирующая уровень его востребованности в сети, является важной информацией для владельца веб-ресурса. Существует несколько систем, отслеживающих статистические данные, и делятся они на три основных вида.
«Пассивная» система базируется на анализе записей, фиксирующих сделанные на сервер запросы. Именуются таковые серверными логами (от англ. log-book – журнал). При каждом обращении пользователя к серверу журнал событий пополняется данными о новом запросе.
О дополнительной нагрузке для сервера в связи со сбором статистики говорить здесь не приходится. Журнал им ведётся для собственных нужд, не обходя вниманием ни один пользовательский запрос. Но стандартная конфигурация сервера не даёт возможности получить полный пакет информации.
Для второго вида систем для сбора веб-статистики используется особый код, устанавливаемый на страницах ресурса. По запросу этого кода сервер системы статистики осуществляет запись в журнале. После чего на сайте демонстрируется картинка, в цифрах указывающая статистику его посещений. В настоящее время такой счётчик статистики признан, увы, не самым лучшим способом решения вопроса.
Третий вид статистической системы представляет собой модернизированный внешний счётчик статистики. Его функционал не ограничивается формой стандартного ответа на стандартный запрос. Ему доступно распознавание множества данных: от разрешения и цветности экрана до параметров «операционки». Самым известным счётчиком данного типа является Google Analytics.
Но внешние счётчики этого вида тоже имеют свои недостатки:
они не позволяют определить количество закачек файла с ресурса;
не записывают переходы на веб-страницы, не загруженные полностью;
требуют актуального браузера, а также разрешения на действие скриптов;
не функционируют на браузерах мобильных (за исключением Opera Mini);
для записи внутренних параметров необходимо переводить данные (например, пользовательской учётной записи) в код этого счётчика. А это настолько же трудно, насколько и небезопасно. Тот же сайт знакомств для каждого пользователя предусматривает наличие своей анкеты с кипой параметров. Анализ поведения пользователей с различными анкетными параметрами потребует связывания анкет с запросами.
Зачастую разработчикам сайтов приходится самим создавать систему ведения статистики, добавляя нужные им функции. Плюс данной системы в её чрезвычайной гибкости. А минус – в необходимости вручную писать для неё средства учёта данных. Поэтому если готовые системы удовлетворяют нужды разработчиков – они предпочитают пользоваться ими.
Работая с данными статистики, следует помнить о том, что добыть полный пакет информации – задача не из лёгких. В частности, системы статистки, основанные на Javascript, не рассчитаны на старые браузеры. Не работают они и при отключенных из соображений безопасности скриптах. Хотя для большинства современных юзеров это не очень типично. Группа «риска» в этом отношении составляет менее 1 процента всей армии пользователей. Но для компании, отключающей JS у сотрудников, собрать данные относительно корпоративного интранета таким методом уже не получится. Также как и просчитать долю пользователей с «отрубленными» скриптами.
Ограничения, характерные для систем получения статистики:
нельзя аутентифицировать юзера, пользующегося компьютером;
нельзя точно установить регион, решить эту задачу можно попытаться на основе пользовательского IP. Хотя выйти в сеть тот может и посредством удалённого Proxy либо VPN. К примеру, пользующиеся мобильным интернетом через Opera Mini статистическими системами записывались в местность «Норвегия». Дело в том, что запросы шли через «блок-посты» адаптирующего сервера данной страны;
нельзя определить пользователя, зашедшего на сайт с чужого компьютера и не введшего пароль. Нельзя узнать, откуда он пришёл, если поле реферера фильтруется фаерволом. Как и в случае нажатия им ссылки в почте, перепечатывании её из рекламного блока и т.д. Ничего нельзя узнать и о совершении пользователем транзакции, если на каком-то этапе он решил её продолжить в оффлайне (позвонить, допустим, в магазин). Проблема эта заметно влияет на правильный расчёт эффективности работы интернет-магазина, требуя принятия вспомогательных оффлайн-мер.
Многие вебмастера, при совместном использовании sh404sef и JoomFish на своем Joomla-сайте, сталкиваются с рядом различных трудностей и долго не могут найти решение неочевидной проблемы с Joomla. Свой способ решения проблемы с отображением красивых и понятных ссылок на многоязычном сайте предлагает автор блога NiceSEO. Если у вас та-же беда, то рекомендую посетить www.niceseo.ru и посмотреть способ устранения проблемы.